Сущность процесса газовой металлизации состоит в том, что в пламя непрерывно подается проволока, которая расплавляется и в виде распыленных капель увлекается струей сжатого воздуха. Летящие с большой скоростью капли, ударяясь о поверхность металла, соединяются с ним, образуя прочный слой. Этот слой может быть любой толщины и поддается механической обработке. Диаметр распыляемой проволоки из алюминия, стали, цинка, латуни, бронзы, свинца равен 1 — 2 мм.
Газовой металлизацией восстанавливаются изношенные части валов (коленчатых и распределительных) тракторов и автомобилей, паровых машин и газовых турбин и др.
Детали машин, восстановленные металлизацией, плохо выдерживают ударные нагрузки и хорошо работают на истирание.
Газовая металлизация нашла широкое применение с целью защиты от коррозии или для декоративных целей таких изделий, как цистерны, бензобаки, мосты, строительные конструкции. Производится также заделка раковин, пор, трещин на стальных и чугунных отливках.
Для металлизации используются те же газы, что и для газовой сварки. Металлизация производится ручным и механическим способами специальными пистолетами-металлизаторами инжекторного типа, рассчитанными на давление горючего газа от 0,03 кГ/см2 (рис. 218).
Рис. 218. Газовый металлизатор.
Кроме нанесения металлических покрытий, этим способом можно наносить покрытия из неметаллических материалов. Сущность этого процесса состоит в том, что металлический, стеклянный, эмалевый или пластмассовый порошок подается в ацетилено-кислородное пламя горелки. В газовом пламени частицы порошка расплавляются и падают на покрываемую поверхность, прочно соединяясь с ней.
Изделие, подвергающееся металлизации, должно быть особым образом подготовлено. Подготовка заключается в насечке поверхности зубилом, пескоструйной очистке или нарезке рваной резьбы для улучшения сцепления покрытия с основным металлом. Металлизация может производиться в один инесколько проходов в зависимости от толщины слоя. Толщина слоя покрытия может быть от 0,03 мм и выше.
К недостаткам металлизации относится то, что прочность сцепления металлизационного слоя с металлом уступает прочности, получаемой при наплавке и пайке.